25 октября 2020
Нобелевскую премию по химии дали создателям системы редактирования генома
8 октября 2020

В этом году "нобелебку" по химии получили Дженнифер Дудна и Эммануэль Шарпантье за развитие метода редактирования генома CRISPR/Cas9, сообщает ТАСС. Данный метод редактирования генома отличается высокой точностью. Он позволяет изменять геном растений, животных и микроорганизмов. В перспективе, по мнению специалистов, с помощью этого метода удастся победить многие заболевания и инфекции. К примеру, метод позволит удалять ВИЧ из зараженных Т-лимфоцитов, вылечить диабет, лейкемию, шизофрению.

Методика - результат исследования бактерии Streptococcus pyogenes. Шарпантье обнаружила молекулу, которая была частью древней иммунной системы микробов, - CRISPR/Cas. Компоненты этой системы научились бороться против вирусов, разрезая их ДНК. К исследованию подключилась Дудна. Были внесены изменения в эти генетические "ножницы" таким образом, что те смогли разрезать ДНК различных организмов.

На сегодняшний день этот метод редактирования генома считается одним из самых перспективных направлений науки и медицины. Данный факт заставил Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) заявить о планах по созданию реестра всех исследований по редактированию генома человека. Представители ВОЗ считают: исследования технологий редактирования клеток зародышевой линии безответственны в данный момент. Поэтому требуется создать открытую и прозрачную базу всех продолжающихся исследований подобного рода.

В свою очередь, Штаты говорят о необходимости сформулировать международные стандарты и разработать систему сильного международного управления генетической технологией. Что касается реестра ВОЗ, то США считают необходимым внесение не только исследований, посвященных редактуре клеток зародышей, но и "правок" соматических клеток человека (данные изменения не будут наследоваться потомками человека).

Кстати, в прошлом году 18 известных ученых опубликовали в авторитетном журнале Nature коллективное письмо с призывом ввести пятилетний мораторий на использование системы редактирования генома CRISPR/Cas в клинической практике. За эти пять лет предполагается создание регламента для последующего использования системы в медицинских целях.

Воскресенье, 25 октября 2020 г. // Последняя новость 23 октября 2020 г. 16:51