14 июля 2020
Ученые выяснили, почему тухлые яйца настолько неприятны человеческому носу
8 февраля 2012

Все дело в ионах меди в слизистой оболочке носа. Именно благодаря этим ионам мы распознаем неприятные запахи сернистой органики. А вот у грызунов ионы позволяют улавливать аромат, приманивающий самок, говорят ученые, работавшие под руководством Хироаки Мацунами из Университета Дьюка.

Как раз, во время опытов с мышами, привлекающими самок с помощью специальной сигнальной молекулы MTMT в моче, ученые открыли свойства ионов меди. Данное сернистое вещество обладает чрезвычайно резким запахом (человек его ощущает при концентрации 0,3 части на миллиард), сообщает РИА "Новости".

В ходе проведенных впоследствии экспериментов эксперты протестировали MTMT на 200 культур обонятельных клеток мышей. Выяснилось, что на данные молекулы реагировали только нервные клетки MOR244-3. Это рецепторы, чья чувствительность зависит от концентрации ионов металлов вроде цинка, меди или никеля в окружающей среде.

Так, ионы меди со степенью окисления +2 позволяли распознавать запах "брачного феромона" (даже в малой концентрации повышалась чувствительность нервных клеток в несколько раз). Данный факт натолкнул ученых на мысль, что аналогичные рецепторы задействованы в распознавании сернистых веществ.

Соответственно, исследователи проверили пахучие вещества на клетках. В результате рецепторы вели себя, как и при распознавании МТМТ. Дабы окончательно убедиться в этом, ученые задействовали живых грызунов. Они научили животных находить емкости с запахом МТМТ. Если мышь успешно выполняла данное задание, она получала сахар.

После чего слизистая оболочки носа мышей обрабатывалась веществом, связывающим ионы меди, что приводило к полной потери способности распознавать запах МТМТ в течение последующих двух дней.

Вторник, 14 июля 2020 г. // Последняя новость 17:52