25 сентября 2020
Клеточная медицина - это будущее, обещающее избавить от болезней
9 февраля 2015

Рассказывает, что ожидает клеточную медицину в будущем.

"Сегодня с термином "стволовые клетки" мы сталкиваемся почти ежедневно. Страсти бушуют вокруг этой относительно молодой отрасли науки и практики. Сторонники метода клеточной терапии говорят, что стволовые клетки - панацея от всех болезней. Их оппоненты называют медиков, использующих клетки, шарлатанами и пугают обывателей потенциальной возможностью страшных осложнений. Но никто уже не может отрицать, что у этого направления весьма серьезные перспективы.

Напомню: больше всего стволовых клеток в организме плода и новорожденного ребенка. Но определенное количество этих клеток в организме человека сохраняется и во взрослом состоянии. Именно они в случае каких-то наших проблем со здоровьем способны преобразовываться в нормальные, полнофункциональные клетки любых органов. То есть это незрелые, базовые клетки. Сам термин "стволовая клетка" предложил русский ученый Александр Максимов в 1908 году. Он нашел такие клетки в крови человека. Однако действительно серьезной этой темой занялся наш соотечественник, русский врач-эмигрант С. Воронцов.

Представьте: уже в 20-30-е годы в Париже он пытался пересаживать абортивные ткани своим пациентам в случаях преждевременного старения. Первые же эксперименты по практическому применению стволовых клеток стали проводить лишь в 1950-х. Тогда же медики впервые пересадили костный мозг (кладезь стволовых клеток) животным, облученным смертельной дозой радиации. Подопытные выжили. И через 10 на свет появилось отдельное научное направление - клеточная медицина. А в 1992 году профессор Дэвид Харрис заморозил стволовые клетки пуповинной крови своего новорожденного ребенка.

Широкая известность к стволовым клеткам пришла после публикации в журнале Science сенсационной статьи группы американских ученых под руководством Джеймса Томсона. Им удалось выделить эмбриональные стволовые клетки человека и вырастить их в искусственной среде. Это, отметьте, 1998 год. И через год данное открытие вошло в тройку наиболее важных биологических достижений современности.

Сейчас ученые исследуют возможности лечения стволовыми клетками серьезных заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми. В прошлом году было совершено немало важных открытий. Они показывают: будущее современной медицины за клеточной терапией. В России дела с клеточной медициной обстоят непросто. Лабораторий, институтов и клиник, фундаментально занимающихся этой проблемой, немного. В основном и чаще всего дело ограничивается применением на практике отдельной медицинской технологии или методики, зарегистрированной соответствующей инстанцией, которая выдает разрешение на применение методики или технологии клиническому учреждению-заявителю на ограниченный срок. Но будем надеяться, что это - только начало".

Пятница, 25 сентября 2020 г. // Последняя новость 09:00