24 сентября 2020
АРХИВ
Профильное обучение влияет на психофизиологическое развитие старшеклассников
9 марта 2010



Сотрудники кафедры физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского государственного университета провели ряд наблюдений за гимназистами, проходящими обучение по историко-филологической, лингвистической, физико-математической и химико-биологической профильным программам. В итоге исследователи сделали вывод: профильное обучение старшеклассников влияет на их психофизиологическое развитие.

В течение четырех лет ученые наблюдали за 254 учениками четырех специализированных гимназий города Кемерово. Детей обследовали дважды: в седьмом и десятом классах. Оказалось, что большинство семиклассников готовы к поступлению в профильные классы, то есть, функциональные возможности их центральной нервной системы находятся на должном уровне. А в виду того, что на эффективность обучения детей влияет память и хорошая реакция, у многих учеников доминировало левое полушарие.

К десятому классу у детей повысилась работоспособность головного мозга, установился баланс между возбуждением и торможением, на смену механическому заучиванию пришла смысловая и образная память. Плюс у них уже сформировалась мотивация к обучению. Таким образом, можно сделать вывод, что старшеклассники адаптировались к интенсивной учебе, хотя дается она им с большим напряжением, чем в седьмом классе,- сообщает "Информнаука".

Помимо выше описанных общих изменений, исследователи заметили, что специализация накладывает определенные особенности. Так десятиклассники физико-математического профиля возбужденны, у них быстрые зрительно-моторные реакции и более высокая работоспособность головного мозга, чем у подростков, которые обучаются на историко-филологическом и химико-биологическом отделениях. У них явно преобладает левое полушарие. Этому, вероятно, способствует переработка большого объема словесно-логической, знаковой информации.

А вот школьникам лингвистического направления приходится постоянно работать с текстом, запоминать и осмысливать прочитанное. Обучение в условиях двуязычия развивает центры речи и слуха, у гимназистов высока активность правого полушария. Для ребят, занимающихся по углубленной историко-филологической программе, характерна большая инертность нервных процессов, которая благоприятна для усвоения некоторых видов информации. У таких детей хорошо развиты левые моторные зоны коры, отвечающие за абстрактное мышление и целевое планирование у гуманитариев. Обучение по историко-филологической программе не сопровождается особым напряжением психофизиологических и психоэмоциональных механизмов.

Зато у десятиклассников химико-биологического профиля напряжены все межсистемные связи. Им приходится обрабатывать большое количество информации, что требует повышенной активности левого полушария. Но большая часть информации эмоционально значима, поэтому высока также и активность правого полушария. Учеба школьников этого профиля требует большой отдачи. Отсюда - более низкая успеваемость, чем у других гимназистов.
facebook
">
LJ

MedDaily – «МедДэйли» новости медицины // Проект объединенной редакции NEWSru.com

Четверг, 24 сентября 2020 г. // Последняя новость 23 сентября 2020 г. 17:48

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте «МедДэйли», охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объема оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал «МедДэйли», до или после цитируемого блока.

Pазмещение рекламы на сайте MedDaily.ru

Обратная связь  Подписка на новости (RSS)
Политика конфиденциальности

© 2010-2020 MedDaily

Rating@Mail.ru