11 декабря 2018
Телепортация ДНК пока находится в области фантастики
11 февраля 2011

Комментирует сенсационное заявление ученого, открывшего ВИЧ, относительно того, что ДНК передает свою структуру на расстоянии.

"Результаты экспериментов Люка Монтанье вызывают смешанные чувства. С одной стороны, речь идет о работе крупного ученого, признанного авторитета в области вирусологии и нобелевского лауреата. С другой, стороны, результаты и особенно их интерпретация слишком фантастичны, чтобы их с ходу принять.

Первое, что приходит на ум, – ученые столкнулись с банальным явлением в лабораторной практике молекулярно-биологических исследований – контаминацией. С этим явлением рано или поздно сталкиваются все, кто проводит эксперименты с ПЦР (полимера́зной цепной реакцией). ДНК может присутствовать на лабораторных инструментах, столах, одежде.

Поэтому рекомендуется проводить ПЦР в специальных боксах, обрабатывать лабораторные помещения ультрафиолетом и химикатами, разрушающими посторонние молекулы ДНК. Возможно, что на каком-то этапе экспериментов (которые, кстати, пока не опубликованы в научном журнале) в образец с "чистой" водой случайно попали молекулы ДНК, которые затем и были обнаружены с помощью полимеразной цепной реакции. Эта реакция очень чувствительна и позволяет выявлять следовые количества ДНК, то есть буквально несколько молекул.

Эксперименты Монтенье нуждаются в серьезной проверке с полной гарантией исключения контаминации. Один из вариантов такой проверки включает обработку облученного образца с водой ферментом ДНКазой I, который разрушает ДНК. Если результаты опытов Монтанье связаны именно с контаминацией, после такой обработки это станет очевидным. То есть ПЦР просто не пройдет.

Если же случится так, что после обработки результаты ПЦР окажутся положительными, и если эти эксперименты будут воспроизведены в других независимых лабораториях, можно будет всерьез обсуждать возможность "квантовой телепортации ДНК" или искать другие нестандартные объяснения".